Пенза

Туроператоры все меньше хотят заниматься отдыхом детей

Туроператоры отказываются от организации детского отдыха из-за его зарегламентированности на внутреннем рынке и отсутствия правового регулирования на зарубежном, заявила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе на пресс-конференции в РИА Новости.

"С каждым годом все меньше операторов занимаются детским отдыхом. Не только потому, что этот отдых связан с большей ответственностью, но и с тем, что этот сегмент рынка толком не регулируется. Это касается взаимодействия со средствами размещения, классификации и сертификации, организации программ, договоров с родителями, информационного обеспечения. Все это делается на основе опыта небольшого числа туроператоров, но нигде не прописано и не регламентировано", - сказала она.

По словам руководителя комитета АТОР по детскому и молодежному отдыху Бориса Самарянова, основных проблем организации детского отдыха две. Первая - та законодательная база, которая не помогает компаниям и потребителям получать качественный продукт. Это, в первую очередь, санитарные правила и нормы, а также требования Роспотребнадзора к перевозке детей, ужесточившие правила организации детского отдыха до предела.

"Вторая проблема - самостоятельная деятельность учителей школ и преподавателей вузов по организации детского отдыха. Все проблемные случаи последнего времени связаны с ней. Учителя пытались организовывать сами туры, договариваться с гостиницами минуя туроператоров", - добавил Самарянов.

По словам Ломидзе, организация детского отдыха заслуживает выделения в отраслевом законе о туризме в отдельное понятие. И тоже самое касается организации отдыха подростков и студентов. Она отметила, что АТОР готов помогать в разработке этого закона.

"В законе отсутствует определение детского отдыха, а это сложный в организации отдых, имеющий множество видов: экскурсионные туры, детские лагеря, спортивные, тематические. Во внутреннем туризме по части регламентов даже перехлест. Множество ведомств этим занимаются, существует множество инструкций, иногда у педагогов лагерей больше времени занимает заполнение бумаг, нежели работа с детьми. В зарубежном отдыхе - наоборот, законодательный вакуум. Детский отдых регламентируется теми же законами, что и выездной туризм, хотя это другой продукт", - подчеркнула заместитель генерального директора компании "Солвекс-Трэвэл" Людмила Сысойкина.

По ее словам, на том этапе, где завершается формирование взрослого пакета, формирование детского только начинается.

"Туроператорам нужно самим определять критерии отбора лагеря, какими должны быть правила его работы, сколько охранников и так далее. Дальше начинаются санитарные нормы - качество питания, размещение, содержание отдыха детей, подбор кадров. Причем в итоге продукт должен получиться дешевым. Может быть, должны быть независимые эксперты, которые будут оценивать качество лагерей, чтобы это не были пятизвездочные отели с продажей всех видов спиртных напитков", - сказала Сысойкина.

По словам заместителя руководителя Ростуризма Евгения Писаревского, в 2010 году 5,9 миллиона детей отдохнули в детских лагерях, число которых насчитывало 55,8 тысячи. Он отметил, что на сегодня в России социальным и детским туризмом занимаются 1384 компании.

"Во внутреннем туризме действительно есть избыточное правовое регулирование на уровне подзаконных ведомственных актов. Наши задачи - требования к этой сфере вывести на уровень федеральных законов. Проблема в межотраслевом характере детского отдыха, в котором участвуют Минздравсоцразвития, Минтранс, Минспорттуризм и другие ведомства", - сказал он.

По словам Писаревского, сам бизнес выступает за введение дополнительного регулирования детского отдыха со стороны государства. Туроператоры считают, что нужно ввести ценз опыта работы для туроператоров по детскому отдыху не менее трех-четрыех лет, специальную подготовку для сотрудников таких копаний.

Говоря о претензиях участников рынка к тому, что Роспотребнадзор устанавливает слишком жесткие требования к организации детского отдыха, Писаревский отметил, что отрасль не смогла сформировать альтернативу тем документам, что издает Роспотребнадзор.

"Если бы были разработаны национальные стандарты в сфере детского отдыха, согласованные с ведомствами, проведена общественная компания, нам легче было бы работать с Роспотребнадзором. У нас нет даже законодательного определения того, что такое детский отдых. Давайте разработаем альтернативную инструкцию по организации, например, полевых лагерей, мы готовы направить ее в Роспотребнадзор", - сказал он.

Заместитель руководителя службы "Социальные рейтинги" РИА Новости Наталья Тюрина отметила, что одна из проблем рынка детского отдыха - информационное сопровождение детского туризма в России и за рубежом.

"Сегодня родители, обращаясь к нам, в "Социальный навигатор", как правило, задают вопросы о том, могут ли они доверять информации туроператоров, насколько она полна. Если я не до конца понимаю, что происходит с ребенком в лагере, я не буду отправлять его. Сегодня нет комплексных информационных ресурсов, которые бы объединяли коммерческие и государственные детские программы", - сказала Тюрина.

По ее словам, в последнюю версию рейтинга программ детского отдыха с выездом из Москвы ребят школьного возраста летом 2011 года вошли 294 лагеря. Рейтинг составлялся по четырем критериям - педагогический состав, условия для детей, организация, интенсивность организации детей в процессе отдыха. В первой десятке по всем четырем группам - небольшие творческие лагеря, где отдых детей максимально организован.

"Это не просто рейтинг, это первая попытка сложить программы государственные и не государственные в единый информационный ресурс. Вы приходите, выбираете программы, попадаете на ее общее описание и можете выбирать то, что вас интересует. Сейчас в рамках проекта "Ты - репортер" РИА Новости объявило конкурс отзывов детей и вожатых, о том, что происходит в лагерях", - добавила Тюрина.


Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook