Екатеринбург

Туристический рынок России: минное поле готово к высокому сезону?

На туристическом рынке Екатеринбурга по-прежнему царит количество игроков, а не качество предоставляемых ими услуг. Перечисляя турагентства, можно сбиться со счета - они открываются на каждом углу. Между тем уральцы стали разборчивее и дешевые туры нередко принимают за кота в мешке. С другой стороны, связываясь с мегакомпаниями, нельзя быть уверенным, что тебя не "забудут" в Паттайе или Доминикане. Банкротства крупных туроператоров превращают этот рынок в минное поле.

Дышло туристического законодательства

Федеральные власти пока не могут найти рычаги, которые позволили бы "построить" всех участников туристического рынка. Закон о финансовых гарантиях, вступивший в силу три с половиной года назад, вычистил фирмы-однодневки, но панацеей не стал. Осенью 2009 года громкие разбирательства коснулись екатеринбургской "Пальма-Турс". Суды были завалены исками от пострадавших клиентов и партнеров туроператора: только Арбитражный суд Свердловской области рассмотрел 25 дел. В итоге ООО "Компания Пальма-Турс" было признано банкротом, до конца мая 2011 года там введено конкурсное производство. Затем судебные тяжбы пошатнули "Международную туристическую компанию" (МТК) и "Интурлайн".

А  в конце 2010 года пошли на дно такие киты российского рынка туриндустрии, как "СКМ-Трэвэл" и "Капитал Тур". Первый после 16 лет стабильной работы вдруг оказался финансово несостоятельным и бросил туристов на чешских курортах, не оплатив их проживание. Следом сорвался "Капитал Тур". Только уральских туристов пострадало как минимум 8 тысяч. Им пришлось самостоятельно расплачиваться за проживание в зарубежных отелях и искать пути перелета домой. Тяжбы вокруг "Капитал Тур" продолжаются до сих пор. Все это время партнеры туроператора пытались взыскать долги через страховую компанию "Инногарант". Как сообщила "Уралинформбюро" директор группы компаний "Зима-Лето" Ольга Гуляр, страховщик запрашивает все новые и новые документы для подтверждения задолженности - ситуация искусственно затягивается.

Между тем дело о банкротстве "Капитал Тур" вызывает множество вопросов. Общий долг составляет 1,59 миллиарда рублей, при этом дебиторская задолженность - 1,5 миллиарда рублей. Однако возврат последней, по словам представителя компании, затруднен. Суд, не усмотрев признаков банкротства, обязал "Капитал Тур" представить дополнительные доказательства своей финансовой несостоятельности. В кулуарах поговаривают, что владельцы "Капитал Тур" намерены вернуться на рынок под новым брендом.

Бизнес с двойным дном

На туристическом рынке уральской столицы такая "жизнь после смерти" уже опробована. Руководство компании "Джаз-Трэвел", приказавшей долго жить еще в конце 2004 года, теперь работает под брендом "Росстур". А более 20 миллионов рублей долгов "Джаз-Трэвел" кредиторам вернуть невозможно из-за "отсутствия конкурсной массы".

Какая судьба ждет взыскателей долгов с "Капитал Тур", непонятно. Между тем он уже потянул на дно других игроков туристического рынка. Очередной ласточкой стал "Фостур ПТС". Из-за неплатежей отношения с ним с марта 2011 года прервала авиакомпания "Трансаэро".  Как пояснили "Уралинформбюро" в "Фостур", волну финансовых претензий вызвала ситуация с  "Капитал Тур". Теперь партнеры российских туроператоров, в первую очередь авиаперевозчики, требуют скорейшего покрытия долгов и внесения предоплаты.

Не ожидали представители туриндустрии и "подножек" со стороны принимающих стран. Самый ощутимый удар нанес Египет, который в горячий сезон брал на себя 30-50% потока уральских туристов. Из-за переворота МИД России закрыл популярное направление, и туроператоры оказались на бобах: их обязали вернуть туристам деньги за аннулированные поездки. Однако часть клиентов так и не дождалась возврата средств, кто-то предпочел перебронировать тур на другое направление.

Как отмечает вице-президент Российского Союза туриндустрии Юрий Барзыкин, сегодня в структуре турпакета лишь 8-10% - это доходы турагентства вместе с туроператором, 40% - оплата услуг перевозчика, 32-34% - затраты на размещение и питание, 10% - дополнительные услуги. "Когда речь идет о полном возврате средств потребителю, необходимо влиять и на механизмы возмещения ущерба со стороны гостиницы, перевозчика, закрепить их законодательно. Если этого не происходит, мы сами выталкиваем оператора в зону неустойчивости и даже банкротства", - считает он.

Пока же власти и заинтересованные стороны гадают, как дотянуть туриндустрию до европейских мерок. По мнению представителей Российского Союза туриндустрии, размер финансового обеспечения туроператоров нужно привязать к их реальному обороту. В настоящее время обороты крупнейших туроператоров измеряются миллиардами рублей, тогда как установленные законом минимальные фингарантии для выездного туризма колеблются от 30 до 100 миллионов рублей.

Ведутся разговоры и о создании саморегулируемой организации - ее участники должны будут нести круговую поруку. Однако те, кто твердо стоит на ногах, не нуждаются в подпорках, а вешать себе на шею неплатежеспособных конкурентов не намерены, уверена директор группы компаний "Зима-Лето" О.Гуляр. Как показала практика создания строительных СРО, это лишь формальная процедура.

Так что пока лучшая страховка для туристов - собственное благоразумие. По словам полномочного представителя юридического агентства "Персона Грата" в УрФО Ольги Коханюк, поток жалоб на турагентства растет, и не потому, что услуги стали менее качественными, - просто туристы теперь гораздо грамотнее.


  источник: uralinform.ru

Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook

Новости этого источника